Материал из Википедии — свободной энциклопедии Эта версия страницы ожидает проверки и может отличаться от последней подтверждённой, проверенной 13 апреля 2011. Counter-Strike
Разработчики Valve Corporation (все части)[1][2] Turtle Rock Studios (CS:CZ, CS:S)[3] Ritual Entertainment (Deleted Scenes)[3] Издатели Sierra Studios (для PC)[1][2] Vivendi Universal (для PC) [4] Бука (для PC) [5] Microsoft Game Studios (для Xbox)[6] Локализатор Бука (для PC) [показать]Создатели Даты выпуска 8 ноября 2000 — retail-версия CS 1.0 23 марта 2004 — CS:CZ 7 октября 2004 — CS:Source Платформы PC (Windows)[8], Xbox Игровые движки GoldSrc, Source Жанр Шутер от первого лица Режимы игры Многопользовательская игра, одиночная игра Возрастные рейтинги ESRB: M — Mature[9][10] PEGI: 16+[11] [12] Носитель Компакт-диск, Steam Системные требования Pentium III или Athlon 500 МГц, 96MB RAM, Видеокарта с 16 Мб памяти Управление Клавиатура, Мышь, Джойстик В Википедии есть портал «Half-Life» Counter-Strike (сокр. — CS; в переводе с англ. «Контрудар») — серия компьютерных игр в жанре командного шутера от первого лица, основанная на движке GoldSource, изначально появившаяся как модификация игры Half-Life. Всего в основной серии вышло пять версий игры, последняя и самая популярная из которых — Counter-Strike 1.6. Существуют и отдельные части, например, Counter-Strike: Condition Zero (мультиплеер с одиночными заданиями) и Condition Zero: Deleted Scenes (сюжетная игра), основанные на движке GoldSource, а также Counter-Strike: Source, основанная на более современном Source. Содержание [убрать] 1 Игровой процесс 1.1 Типы игры 1.1.1 Пользовательские карты 1.2 Управление и интерфейс 1.3 Денежная система CS 1.4 Оружие в CS 1.5 Игровые персонажи 2 Системные требования 3 Разработка 4 Steam 5 Модификации и плагины 6 Читерство 7 HLTV 8 Турниры 9 См. также 10 Примечания 11 Ссылки [править]Игровой процесс
Counter-Strike — популярная многопользовательская игра, имеет поддержку сетевых и одиночных игр (с ботами). Некоторые аналитики считают, что в настоящее время Counter-Strike 1.6 теряет популярность по мере появления у игроков более мощных ПК, поддерживающих современные игры с более красивой графикой и усовершенствованными физическими движками[13][14]. В 2007—2008 годах наметился обратный процесс — укрепления позиций CS 1.6 как турнирной дисциплины [15][16]. Множество людей по всему миру не спешат покинуть ряды виртуальных бойцов Counter-Strike. Прежде всего это связано со ставшим привычным геймплеем. Однако, сейчас активно развивается и приобретает всё большую популярность Counter-Strike: Source. Основная идея игры — противостояние двух команд — Террористов (Terrorist team, T) и Спецназа (Counter-Terrorist team, CT). Каждый игрок при входе в игру выбирает команду, за которую он хочет играть, либо возможность быть наблюдателем — Spectator — если это предусмотрено настройками игрового сервера. Цель игры — выполнить задание карты или уничтожить противника. За выполненные задания и уничтоженных противников игрок получает деньги, которые может потратить на покупку оружия, боеприпасов и снаряжения. (Проигравшая команда также получает деньги, но существенно меньше) [править]Типы игры В зависимости от типа игровой карты, задания могут быть следующими: Hostage Rescue (русск. Спасение заложников) Целью игры является вывод заложников для CT, и их удерживание для Террористов; либо полное уничтожение врага. CT выигрывают, если до окончания времени раунда успеют довести 3 из 4 заложников до зоны спасения, а если будут выведены не все заложники — победят Террористы. Заложники на радаре отображаются (для CT) голубым цветом. При спасении заложника всем игрокам передаётся голосовое сообщение Hostage has been rescued, а при спасении всех заложников выводится соответствующее сообщение на экран. Чтобы заставить следовать заложника за собой, игрок CT должен нажать Use, находясь рядом с заложником (при этом слова, произносимые заложниками, хорошо слышны на большом расстоянии). Чтобы заложник перестал следовать за CT, игрок должен снова нажать Use. В отличие от Террористов, игрок CT может толкать заложников, если те блокируют его. Плохо продумано поведение заложников — следуя за CT, они не могут приседать, открывать двери, спрыгивая с большой высоты, не теряют hp. Если заложник отстал, к нему нужно заново подойти и нажать Use. При нахождении в зоне спасения у игроков CT слева появляется значок «R». Обычно, названия карт этого сценария начинаются с префикса cs_. Такие появились в хронологическом порядке первыми — в beta 1.0, самыми первыми картами были cs_siege, cs_mansion, cs_wpndepot и cs_prison. Bomb / Defuse (русск. Заминировать/Обезвредить) На данный момент, карты только этого сценария используются на всех крупных чемпионатах в силу большего дисбаланса сторон на картах иных сценариев. Задачей для команды Террористов является подрыв бомбы в определённом месте (планте, споте), которых на сбалансированных картах обычно два. Бомбу несёт один из игроков команды Террористов (bomber), он может её скинуть, как обычное оружие. Игрок, несущий бомбу, на радаре отображается оранжевым цветом; будучи скинутой, сама бомба на радаре отображается мигающей оранжевой точкой (или с учётом высоты — двумя перпендикулярными линиями), а при закладке — мигающим крестом (только для команды Террористов). У игрока, несущего бомбу, её наличие отображается слева на экране соответствующим значком, а сам игрок имеет рюкзак на спине. При нахождении в зоне закладки, значок начинает мигать красным цветом. В момент закладки всем игрокам обеих команд передаётся сообщение The bomb has been planted. У CT есть возможность сократить время разминирования бомбы, купив Defuse Kit, с которым оно составляет 5 секунд (без него — 10 секунд). Время закладки бомбы составляет всего 3 секунды. Первые карты этого типа появились в beta 4.0 — ими были de_nuke, de_dust, de_prodigy. VIP Assassination (русск. Убийство VIP) Задачей Террористов на картах такого рода является убийство VIP-игрока (в общем случае, не дать ему спастись), которым становится один из игроков команды CT. При этом у VIP нет возможности купить оружие, патроны или снаряжение, однако он имеет 200 % AP (Armor Points, бронежилет) без шлема и стандартный пистолет команды Контртеррористов (HK USP). Задача CT — довести VIP до зоны спасения. Карты этого сценария имеют префикс as_. Единственной картой такого сценария в официальном наборе CS является as_oilrig. Escape (русск. Побег) Из-за отсутствия популярности карт этого типа, последняя escape-карта была удалена из официального набора карт ещё в beta 7.0 (es_trinity). Задачей Террористов является добежать до escape-зоны — спастись. Задача CT — помешать им. Если до escape-зоны до истечение таймера доберутся более половины Террористов — выиграет их команда. Если меньше половины — команда CT. В любом из сценариев, команда выигрывает при уничтожении команды противника. При окончании времени раунда выигрывает команда, выполнившая свою цель (CT на картах Bomb/Defuse и Escape, и Террористы на картах Hostage Rescue и VIP Assassination). [править]Пользовательские карты В последнее время появились новые виды карт, созданные пользователями. Такие карты предполагают собственные режимы игры, или создаются специально для модификаций Counter-Strike. Часть перечислена ниже. aim — обычно, открытые карты для тренировки техники стрельбы на дальних и средних расстояниях. as — карты сценария VIP Assassination. awp — игра ведётся только на снайперских винтовках AWP (реже Scout). bh, bhop — Bunny Hopping. Карты для тренировки распрыга. de — карты сценария Bomb / Defuse. cs — карты сценария Hostage Rescue. deathrun — карты для модификации «Deathrun». Игроки делятся на две команды: первая бежит через полосу препятствий, на которой расположены разнообразные ловушки: вылетающие из стен шипы, проваливающийся пол с кислотой, двигающийся лазер и прочее, вторая же команда смотрит за продвижением первой и активирует эти самые ловушки. В конце полосы испытаний находится оружие, взяв которое прошедший полосу сможет отомстить тем, кто активировал ловушки (хотя у них по-прежнему есть пистолеты или ножи). catch - карты типа "салочки". dm — карты для модификации «Deathmatch Mod» (CSDM). Игра на таких картах быстротечна. В этом виде карт две команды соревнуются не за бомбы или заложников, а за фраги. В некоторых случаях происходит разделение на команды, в других — каждый сам за себя((режим Free For All — FFA)). Характерные особенности игры такого типа: моментальный респаун. es — карты сценария Escape. fy — Frag Yard. Оружие разбросано по картам, не на всех картах есть покупные точки, часто от dm отличаются симметрией респаунов.[17] gg — карты для модификации «Gun Game». Игра подобна «Frag Yard», только оружие не лежит на карте, а даётся игрокам за убийства соперников. В начале игры у всех игроков Glock 18. he — Hi-Explosive. Обычно, небольшие карты. Из оружия — только гранаты. hns — карты, специально предназначенные для мода «Hide`n`Seek», как правило, имеют много лестниц и мест для прыжков ka — Knife Arena, игра в которой нельзя купить оружие, игрокам выдаются только ножи. 1hp — карты, подобные ka_-картам, но с уменьшенным уровнем жизни до 1 hp. 35hp — карты, подобные ka_-картам, но с уменьшенным уровнем жизни до 35 hp.[18] ka_soccer — футбольный мод. Задача — используя только нож забить гол мячом в ворота соперника. При забитом голе команда противника убивается. Обычно повреждения от оружия на таких картах отключены. kz — карты для модификации «Climbing Mod» (Kreedz), — некоего аналога мода «DeFRaG» для «Quake III Arena», где игроку не нужно никого убивать, а целью является преодоление порой очень длинных и сложных препятствий на время. bkz — тип kreedz карты, созданная мапперами из болгарского комьюнити (модификация kreedz). cg — тип kreedz карты, созданная мапперами из немецкого комьюнити (climbers germany)(модификация kreedz). pa — Prepared Assault или Pistol Arena, то же самое, что и ka_, за исключением выдаваемого оружия — пистолеты.[17] rc — гоночные карты. У игроков нет оружия, оно лежит на финише в конце карты. Кто первый доберётся до него, тот должен убить проигравшего(их). sj — карты для модификации «SoccerJam». surf — карты, кардинально отличающиеся от классического CS присутствием на них рамп — расположенных под углом поверхностей, на которых при определённых настройках сервера возможно скольжение. Последнее время приобретает большую популярность из-за своей оригинальности, так как на этих картах надо не только уметь метко стрелять, но и хорошо кататься. Создаются даже целые сервера, посвящённые только surf-картам. wh или spam — WallHack. Чаще всего, это ремейки популярных карт (de_dust, de_dust2, de_train и так далее). Главная особенность — прозрачные стены. zm, ze — карты для очень популярной в последнее время модификации «Zombie Plague». Концепция карт состоит в том, что среди игроков через определённое время (как правило 15-30 секунд) после начала раунда случайно выбирается «первый зомби» (или несколько, в зависимости от режима игры), чья задача — заразить всех остальных игроков, а их задача, в свою очередь — выжить или ликвидировать всех зомби. На некоторых картах миссия людей — добежать до определённой точки спасения (escape), где их ожидает транспорт (вертолёт, поезд или подводная лодка), на котором они спасаются из заражённой зоны.
В общем случае, только создатель определяет название карты, которое может не соответствовать де-факто принятым заданию этой карты. (например cs_pf_dust, cs_deagle5). Существуют и другие типы заданий. Counter-Strike — первая игра с развитой системой командного взаимодействия и экономикой. Для своего времени Counter-Strike был достаточно реалистичным шутером с хорошей графикой и быстро завоевал популярность. Довольно быстро появились профессиональные спортсмены и команды, а игра была включена в списки крупнейших соревнований по киберспорту. [править]Управление и интерфейс Как и большинство шутеров от первого лица, в Counter-Strike используется управление клавиатурой и мышью. По умолчанию с помощью мыши происходит управление ориентацией в пространстве (поворот), стрельба, включение второй функции оружия и его переключение. С помощью клавиатуры — перемещение и иные функции.
Интерфейс представляет собой HUD-систему. На экране, по его периферии, отображаются: Радар. Более светлая область представляет угол зрения игрока. На радаре отображаются игроки своей команды, заложники (голубым цветом), бомба (оранжевым), причём объекты отображаются с учётом высоты — точкой или двумя перпендикулярными линиями. Есть возможность отметить игроков (светлооранжевым цветом) командой trackplayer и отменить это действие командой clearplayers. Выбор оружия. Значки показывают конкретное оружие (на примере — MP5 Navy), номер — наличие первичного (primary), вторичного (secondary) оружия, ножа, гранат и бомбы (1, 2, 3, 4, 5 соответственно). Полоска — запас патронов. Убийства отображаются в правом верхнем углу. Показывается тип оружия, убийство попаданием или не попаданием в голову (headshot), или самоубийство. Фонарь. Отображается включённый или выключенный фонарик. Голосовая связь. Имя справа соответствует нику говорящего через микрофон игрока. Сумма денег на счету. Не менее 0 и не более $16000 по умолчанию. Количество патронов в магазине, общее количество в запасе и тип патронов. Здоровье. Изначально имеется 100 % (Hit Points[19] или Health Points[20], hp). Броня. В случае покупки бронежилета с каской появляется соответствующий значок, в случае покупки бронежилета отдельно — просто значок в виде щита. Изначально 0 % (Armor Points, ap) Индикатор управления транспортным средством. Остаток времени до конца раунда. В случае, если до конца остаётся менее 30 секунд, значок начинает мигать красным цветом. Прицел. Возможно изменение цвета, размера, прозрачности и поведения прицела. Индикатор, связанный с заданием карты. Наличие бомбы у террориста, Rescue-зона, зона для вывода VIP, зона для побега террористов на Escape-картах. Значки начинают светиться красным, в случае нахождения в соответствующей зоне (например, зоне закладки бомбы). Значок в виде щипцов — наличие Defuse Kit у контртеррориста. Зона покупки символизируется появлением соответствующего значка. «Опасные условия» также символизируются соответствующим значком (долгое нахождение под водой, попадание в огонь и др.) Чат игры отображается слева внизу. В игре также ведётся статистика смертей и убийств, отображается задержка до сервера. Возможна частичная настройка управления и внешнего вида через главное меню, однако через консоль возможна гораздо более тонкая настройка. [править]Денежная система CS В отличие от Half-Life, в Counter-Strike одним из аспектов игры являются количество денег на счету игрока. Эти деньги могут быть использованы для покупки оружия и снаряжения. Делать покупки можно только в т. н. зоне покупки (buy-zone), присутствие в которой символизируется соответствующим значком. Наличие ограниченного денежного счета вносит серьёзные коррективы в тактику игры, а хорошее и тщательное планирование денежной политики в матче может существенно приблизить команду к выигрышу. На протяжении своей истории, денежная система CS многократно изменялась и перестраивалась. Создатели пытались найти наилучший сбалансированный вариант. Изменялась стоимость оружия, добавлялись различные его виды. По окончании раунда каждый игрок выигравшей команды получает на свой счёт определённую сумму денег, а игроки проигравшей — меньшую сумму. В зависимости от типа задания и совершенных действий эти деньги различны. Максимально возможная сумма на счету — $16000, минимально возможная — $0. Денежная таблица.[21] Команда Результат Способ Плата CT Победа Любой $3250 CT Поражение Взрыв бомбы $1400[22] CT Поражение Заложники не спасены $0 CT/T Поражение Уничтожение команды $1400[22] T Победа Уничтожение CT $3250 T Победа Взрыв бомбы $3500 T Поражение Бомба обезврежена $2200 T Поражение Время вышло $0 [23] Впрочем, денежная система может быть существенно изменена с помощью сторонних плагинов. Например, в DeathMatch Mod оружие даётся бесплатно. Существуют также системы с переменной ценой оружия — популярное оружие является более дорогим, чем непопулярное. [править]Оружие в CS Оружие в CS 1.6 делится на первичное (primary), к которому относятся все дробовики, пистолеты-пулемёты, винтовки и пулемёт; вторичное (secondary), к которому относятся пистолеты; нож (melee); гранаты (grenades) и бомба (C4) для Террористов на картах Bomb/Defuse. Существуют следующие типы оружия: Пистолеты Glock 18 В игре — исходный пистолет в наборе террористов. Очень скорострельный, с режимом Burst-Fire (три выстрела за одно нажатие спускового крючка), с хорошей кучностью, останавливающей способностью пули и малой отдачей, но не самый мощный (второе место с конца). USP Первоначальный пистолет набора контр-террористов. Обладает большой кучностью боя, мощным патроном и глушителем. SIG-Sauer P228 Возможно, самый сбалансированный пистолет в игре по соотношению цена:мощность:количество патронов. Этот пистолет по своим характеристикам схож с USP, но обладает большей начальной скоростью пули и силой выстрела. Desert Eagle Самый мощный из пистолетов игры, по силе выстрела аналогичен SIG SG 550. Среди недостатков — относительно низкая скорострельность и малая кучность, а также малое количество патронов в рожке (7 штук). FN Five-seven Дорогой, но в неумелых руках — бесполезный пистолет. Обладая наибольшей скоростью пули среди пистолетов игры, а также рожком на 20 патронов, сила выстрела у него мала. Лучшая тактика использования этого пистолета — стрельба со средних дистанций в голову противника, по 3-4 пули зараз. Dual Elites Пара пистолетов с неплохой кучностью и прицельной дальностью, позволяющих вести долгие перестрелки с противником. Дробовики Benelli M3 Super 90 Дробовое ружьё с помповой системой подачи патрона, мощное, но не скорострельное. Benelli M4 Super 90 Дробовик с полуавтоматической системой подачи патрона. Очень скорострелен в своём классе. Хорош для вылазок в тыл и быстрого уничтожения небольших групп неприятеля с учётом эффекта неожиданности. Пистолеты-пулемёты TMP Маленький пистолет-пулемёт с маленькой силой выстрела и прицельной дальностью. Очень скорострелен. Оружие для опытного игрока, раскрывающееся в стеснённом пространстве. MAC-10 Пистолет-пулемёт, годящийся как для засад, так и рейдов в тыл врага. Неплохая кучность. HK MP5 Пистолет-пулемёт с большой скорострельностью, силой выстрела и останавливающей способностью пули. Очень кучен и точен в бою. Может успешно конкурировать со штурмовыми винтовками, особенно на малых дистанциях. UMP45 Довольно мощная модификация предыдущего пистолета-пулемёта. Кучность несколько снижена. P90 Мощный и скорострельный пистолет-пулемёт, с большой начальной скоростью пули. Требует, однако, большого мастерства в использовании всвязи с малой кучностью и быстрым расходом боезапаса. В игре сила выстрела этой модели снижена по сравнению с настоящим P90. Штурмовые винтовки Colt M4A1 Самое ходовое оружие игры. Большая сила выстрела, прицельная дальность и кучность, наличие съёмного глушителя и низкая для своего класса цена — тому причиной. АК Главный конкурент М4А1 по популярности. Может несколько уступать в кучности. Steyr AUG Очень эргономичная австрийская штурмовая винтовка, снабжённая оптическим прицелом малой мощности (в игре этот эффект достигается зумом изображения). Очень кучный бой, высокая скорость стрельбы и удобное прицеливание делают это оружие любимым среди новичков игры. Недостаток — средняя мощность выстрела, из-за чего лучшей тактикой является стрельба короткой очередью по два патрона со средних и дальних дистанций. SIG-552 Модель, схожая с Steyr AUG, но отличающаяся ещё большей кучностью. Также снабжена маломощным оптическим прицелом, делающим её хорошим выбором для стрельбы как одиночными выстрелами, так и очередями со средних дистанций. IMI Galil Израильский вариант штурмовой винтовки на базе АК-47. По сравнению с последним, может обнаружить меньшую точность, что требует определённых навыков. GIAT FAMAS Французская штурмовая винтовка с режимом Burst-Fire (по три патрона за одно нажатие) и очень мощным выстрелом. Параметры кучности и скорострельности средние. Steyr Scout Лёгкая и короткоствольная снайперская винтовка от австрийского производителя с точным и кучным боем, в том числе — во время движения стрелка. AI Arctic Warfare Magnum Наиболее мощное оружие из представленных в игре. Несколько замедляет передвижение стрелка, но сила выстрела компенсирует этот недостаток. Из других недостатков: малая скорострельность даже по сравнению с Steyr Scout и плохая точность боя при передвижении. HK G3SG1 Автоматическая снайперская винтовка с неплохой начальной скоростью пули и скорострельностью. Очень дорога, что во многом сказалось на её низкой популярности среди игроков. SG 550 Commando Во многом аналогичная предыдущей модели, является универсальным оружием, пригодным для ведения огня как с дальних дистанций одиночными и короткими очередями, так и длинными очередями в ближнем бою. Среди достоинств — 30 патронов в рожке, хорошая точность и очень большая скорость пули. Эта винтовка также самая непопулярная среди играющих всвязи с неподтверждёнными данными о её плохой кучности. Пулемёт FN M249 Para Пулемёт с очень мощным патроном, но средним параметром кучности и дальности прицельной стрельбы. При стрельбе одиночными может давать, особенно на средних дистанциях, результаты, аналогичные штурмовым винтовкам. [править]Игровые персонажи На выбор игроков создатели Counter-Strike предлагают для каждой команды несколько различных игровых моделей, отличающихся друг от друга внешним обликом, маскирующим игрока на различных картах. Для каждой команды доступно по четыре игровых модели: для команды спецназа: американский Seal Team 6, немецкий GSG-9, английский Special Air Service (SAS) и французский GIGN — для команды террористов: восточноевропейский Phoenix Faction, ближневосточный Elite Crew, шведские Arctic Avengers, Guerilla Warfare. Помимо этих моделей, в игре есть особый скин для VIP-игрока (на картах типа VIP assassination) и особые модели заложников (на картах Hostage Rescue). В дополнении Counter-Strike: Condition Zero также присутствуют модели русского Спецназа и американского Militia. У всех моделей от первого лица голые руки, хотя у большинства закрытые камуфляжи. [править]Системные требования
Системные требования для клиентской части игры существенно отличаются от требований к оборудованию для серверного ПО [24]. Counter-Strike 1.6 Counter-Strike: Source Оптимальные [25] Процессор 800 МГц Windows XP 128 МБ оперативной памяти Видеокарта с объёмом памяти 32 МБ Мышь, клавиатура Звуковая карта Интернет-соединение Оптимальные [26] Процессор 3,0 ГГц Windows XP, Windows Vista, Windows 7 1 ГБ оперативной памяти Видеокарта с поддержкой DirectX 9 Мышь, клавиатура Звуковая карта Интернет-соединение Минимальные [25] Процессор 500 МГц Windows XP 96 МБ оперативной памяти Видеокарта с объёмом памяти 16 МБ Мышь, клавиатура Звуковая карта Интернет-соединение Минимальные [26] Процессор 1,7 ГГц Windows XP, Windows Vista, Windows 7 512 МБ оперативной памяти Видеокарта с поддержкой DirectX 8.1 Мышь, клавиатура Звуковая карта Интернет-соединение [править]Разработка
История версий[27]
Beta 1.0 — 19 июня 1999 Beta 1.1 — 27 июня 1999 Beta 1.2 — 20 июля 1999 Beta 2.0 — 13 августа 1999 Beta 2.1 — 17 августа 1999 Beta 3.0 — 14 сентября 1999 Beta 3.1 — 16 сентября 1999 Beta 4.0 — 5 ноября 1999 Beta 4.1 — 1 декабря 1999 Beta 5.0 — 23 декабря 1999 Beta 5.2 — 10 января 2000 Beta 6.0 — 10 марта 2000 Beta 6.1 — 24 марта 2000 Beta 6.2 — 26 марта 2000 Beta 6.5 — 5 июня 2000 Beta 6.6 — 22 июня 2000 Beta 7.0 — 26 августа 2000 Beta 7.1 — 13 сентября 2000 1.0 — 8 ноября 2000 1.1 — 10 марта 2001 1.2 — 12 июля 2001 1.3 — 19 сентября 2001 1.4 — 24 апреля 2002 1.5 — 12 июня 2002 1.6 — 15 сентября 2003 (Steam) Продолжения
CS: Condition Zero — 23 марта 2004 CS: Source — 7 октября 2004
Ранний скриншот Counter-Strike, изображающий контртеррориста Идейными вдохновителями и первыми разработчиками Counter-Strike стали Minh «Gooseman» Lê и Jess «Cliffe» Cliffe (Minh Le (англ.), Jess Cliffe (англ.)). В январе 1999 Minh Le закончил свою деятельность в разработке модификации Quake 2 — Action Quake2, он хотел создать свою собственную многопользовательскую online-игру. В 1998 году в свет вышел Half-Life, а в 1999 в свободном доступе появился SDK-набор для создания модов к нему. Зимой 1999 Minh Le начал заниматься моделированием и программированием для своей новой (пока что безымянной) игры, Jess Cliffe помогал ему, а также занимался раскруткой проекта. В середине марта того же года было придумано название для игры — Counter-Strike, — появились первые посвященные ей сайты. Первая бета-версия мода была выпущена 19 июня 1999 года, а осенью того же года появились первые online-серверы. Будучи бесплатной, Counter-Strike стремительными темпами завоевала аудиторию, конкурируя с такими коммерческими проектами, как Quake III и Unreal Tournament. Весной 2000 года к проекту подключился Valve, обещая материальную и моральную поддержку. Компания выкупила игру, наняв Minh Le и Jess Cliffe в свой штат, а 8 ноября 2000 состоялся релиз игры Counter-Strike 1.0. [править]Steam
Основная статья: Steam Разработанная компанией Valve система, которая при покупке лицензионной версии любой из игр Valve обязывает установить программное обеспечение Steam. Пользователю также необходимо зарегистрировать на сервере Steam учётную запись, а запускать игру при запущенной программе Steam. При этом для каждой купленной игры не понадобится регистрироваться на сервере системы — все игры будут автоматически привязаны к учётной записи. После удаления игр с компьютера их можно бесплатно загрузить с сервера системы, предварительно авторизировавшись. Система Steam примечательна тем, что все обновления игр загружаются автоматически. [править]Модификации и плагины
Counter-Strike имеет свои собственные моды, позволяющее изменить геймплей (Deathmatch, GunGame, Zombie Plague, Superhero, Warcraft III mod, Soccer Jam), а также плагины, например, для ведения статистики (StatsMe, Psychostats (англ.) [28]), администрирования (ManiAdmin Plugin). Эти возможности существенно дополняют и расширяют игру. Многие из них (AMX Mod X, HookMod, HLGuard, StatsMe [29]) работают в связке с Metamod[30] (Metamod (англ.)), — плагин-интерфейсом, позволяющем «на лету» подгружать сразу несколько игровых so- и dll-библиотек сторонних плагинов. Некоторые из них (например, AMX Mod X) имеют собственный API и позволяют разрабатывать дополнительные плагины под себя [31][32]. Примером плагинов, независимых от Metamod, являются боты. (например, POD-bot, YaPB, Z-bot, NiceBot, RealBot). [править]Читерство
Основная статья: Читерство в сетевых играх Counter-Strike пользуется большой популярностью среди читеров и хакеров. За время существования игры было разработано множество способов обмана и получения преимущества нечестным путём. К основным типам читерства относят: Использование сторонних программ, а равно перенастройка драйверов системы и использование сторонних (нестандартных) игровых моделек. Использование скриптов (например Attack+Use, No-Recoil и д.р.), а также недокументированных возможностей игры — багов (например mapswimming, silentbomb, pixelwalking, flashbang bug, jump bug). Тонкая настройка графики и сетевого взаимодействия через консоль. Мониторинг и иные «не компьютерные» способы обмана. Правила многих чемпионатов строго регламентируют моменты, касающиеся использования тех или иных приёмов в игре, а за нарушение регламента следуют санкции вплоть до исключения из лиг, в рамках которых проводятся чемпионаты[33][34]. На public-серверах за выполнением правил следят администраторы этих серверов, возможна работа античитерских программ. На многих серверах читерство карается баном. Существенный дисбаланс в игру вносят именно сторонние чит-программы (или просто читы), поскольку они в корне позволяют менять физику игры и работу графического движка. Основные типы читерства, реализуемого в чит-программах: Wallhacking — возможность видеть сквозь стены и объекты карты. Aimbotting (auto-aim) и Triggerbot — автоматическая наводка прицела игрока на врага, и автоматический выстрел (TriggerBot). SpeedHacking — возможность увеличения скорости (вплоть до моментальной) выполнения действий (бег, стрельба). ESP (ExtraSensory Perception) — показывает детальную информацию о враге. Существуют иные возможности, даваемые чит-программами (Lambert, WireFrame, No-Recoil и др.). Самые распространённые чит-базы в Сети Интернет содержат очень много видов читов, в том числе и выше перечисленных. Существуют мнения, что читерские программы на сегодняшний день часто являются способом распространения вирусов, троянов и других вредоносных программ. Способами борьбы с читерством являются администраторский контроль, использование античитов. Для этого используются программы типа PunkBuster или Valve Anti-Cheat — античитерская программа, разработанная Valve Corporation и реализуемая на базе Steam. Поставляется вместе с игрой, начиная с версии 1.4 (2002 год).[35] Также существует много других программ для защиты от читеров.[36] [править]HLTV
Основная статья: HLTV HLTV — технология Valve, предоставляющая возможность неограниченному числу зрителей наблюдать за игрой в режиме реального времени (возможно, с небольшой задержкой), а также возможность записи игры. Зрители имеют возможность наблюдать за игрой так, как будто они находятся на сервере в качестве спектаторов (англ. spectators). Игроки не видят зрителей и не могут с ними взаимодействовать. HLTV поддерживает все наиболее популярные моды Half-Life такие как: Counter-Strike, Team Fortress Classic, Day of Defeat и многие другие. Сама система HLTV позволяет контролировать максимальное количество возможных зрителей, трафик до клиента, может выводить сообщения на экран (например, рекламу) или какой-либо логотип. По умолчанию HLTV транслирует игру с задержкой 30 секунд (параметр настраивается) для исключения возможности читерства (передачи информации от зрителей игрокам). [править]Турниры
Качественное отличие Counter-Strike — большое количество чемпионатов, как небольшого масштаба (между любительскими командами), так и мирового — с участием десятков лучших[37] профессиональных команд таких как fnatic (Австралия, Шведский состав CS[38]), SK Gaming (Германия, Шведский состав CS[39]), Meet Your Makers (Теперь Frag eXecutors) (Дания[40][41], Польский состав CS[42]), Made in Brazil (Бразилия) и др. Каждая из таких команд имеет своих спонсоров, менеджеров и огромное число болельщиков. В России наиболее известны такие команды, как Virtus.pro (Москва), CSKA (Москва), forZe (Москва), Rush3D (Москва), Moscow Five (Москва), SPB (Санкт-Петербург) и некоторые другие. Ежегодно проводится множество международных Lan- и online-турниров, таких как: World Cyber Games [43], Electronic Sports World Cup [44], Cyberathlete Professional League[45], KODE5 (англ.) [46], ClanBase EuroCup (англ.)[47], CyberEvolution [48], Electronic Sports League[49] и др. Существуют даже онлайн сервисы, позволяющие зарабатывать игрокам на своих умениях. Игроки могут подключаться к специальным серверам и играть на деньги[50]. В 2002 году российская команда по Counter-Strike M19 завоевала первое место на чемпионате мира World Cyber Games в Дэйджоне[51][52]. В 2010 году три чемпионата мира выиграла украинская команда Natus Vincere (Na`Vi). Во многих странах проводятся свои внутренние турниры. В России, например, это чемпионат «Национальной Профессиональной Киберспортивной Лиги» (НПКЛ) http://ru.wikipedia.org/wiki/Counter-Strike